Самолёт Москва - Грозный. Один из первых послевоенных рейсов. Не знаю, что за модель авиалайнера, но вход в него через задницу. Через хвост то есть. Полный салон улыбчивых граждан очевидной национальности. Долбит дежа-вю. Последний месяц с такими только и летаю...правда, вхожу в самолёт через хвост впервые. Дался мне этот хвост.
читать дальше Что можно сказать про аэропорт города Грозный? Да ничего внятного. Разве только сравнить его с чем-нибудь...Вот в Махачкале хуже, например. В Самаре тоже хуже. Говорят в Атырау сильно хуже, но я там не была. Чуть ли не от трапа нас забирают на МЧС-ных нивах с мигалками. Пресс-секретарь местный - русский мальчик лет 19-ти. Если бы меня попросили представить себе типичного юного призывника, который отправляется на так называемую антитеррористическую операцию,ни разу не держав автомата в руках, я бы представила себе именного этого Тимура. Хотя, конечно, в фильмах нам показывают Артуров Смоляниновых...но то игровое кино, и чего с него взять. А между тем мы приехали снимать кино документальное...а вернее, телепередачу. Разницу между этими понятиями понять нельзя, можно только почувствовать. И я чувствую. А начальство не очень...
- Знакомьтесь, ваши охранники: Ахмад и Таир, ваши водители - Саид и Мансур.
- Очень приятно...Елена, Валера - оператор и Сергей - видеоинженер...чуть тише спрашиваю, кивая головой в сторону чеченских товарищей, "а нам надо так много"?
- Да, у нас тут выборы скоро, так что усиление везде. Ну что, едем?
- Можно покурить?
- Покурите в машине...
Чеченские парни ловко покидали нашу технику по машинам, мои парни - оператор и видеоинженер даже и вякнуть насчёт "поосторожнее" не успели, а может не захотели просто, я бы их поняла, на самом деле, если бы просто не захотели...
Гостиница МЧС находится прямо в здании Управления на первом этаже. Левое крыло. Пацанов селят вместе с командированными офицерами с Урала. Комната рассчитана человек на 10. Но их там всего четверо. Так что почитай люкс. Холодильник, телевизор, все дела...Моя комната представляет из себя две кровати и два стула, решётка на окне, курить нельзя. Вообще везде ремонт. Кроме женского туалета. Он используется по большей части как склад ветоши для уборщицы. Больше там женщин не бывает. Душа нет на этаже, зато есть баня, качалка и стол для пинг-понга. Всем этим активно пользуемся. Офицеры с Урала много и охотно шутят, пьют литрами крепкий чай. Около 7 часов вечера мои парни решили сходить за пивом. На КПП их остановили, но не ругали, а дали автоматчика в сопровождение...Вернулись с пивом - скромные три бутылки. Добавки никто не попросил.
Наша героиня чудо-баба Зина. Обе чеченских за рулём Камаза. Знаю о ней немного: свидетельница и участница целой кучи страшных историй. Когда русские мальчики уезжали домой живыми, оставляли ей свои крестики. Зина надевала их на шею новоприбывшим. Говорят, никто из её "крестников" не был убит. А ещё она внука назвала Шойгу. Кстати, недаром...По слухам Шойгу - это и впрямь имя, а не фамилия. Папу нашего чрезвычайного министра не так по паспорту обозвали. Вроде было у него имя Шойгу и фамилия Кожугет. А паспортистки - женщины тёмные, написали всё наоборот. Такая вот легенда.
Поехали на Камазе по Грозному в сопровождении крякающей Нивы, разумеется.
- А вот справа барак - тут был опорный пункт "Красного креста", когда я пришла работать. Перед бараком пустырь. Тут вот танки тела солдат с землёй мешали, как у Невзрова, помните?
- Ага...
Я, конечно, не помню. Потому как не смотрела. Википедия любезно сообщает, что фильм "Чистилище" вообще-то игровой, но там много жестоких документальных и очень реалистичных кадров насилия. Лучше не смотреть детям до 18 и людям с легко травмируемой психикой. Я не знаю, какая у меня психика, но проверять нет желания.
Сзади слышно "кря-кря"...Оператор высовывает голову в окно Камаза.
- Не снимай здесь, пожалуйста...
- А чё? Нельзя?
-Почему нельзя? Можно. Просто не снимай...едем дальше.
И мы едем дальше. В парадную часть города. Памятник Ахмаду Кадырову. Напротив строящаяся мечеть. Здесь снимать можно.
Нам для картинки нужны военные развалины. Поэтому мы едем на завод "Красный молот". Развалины там красноречивые. Огромные дыры от снарядов. Всего несколько окон сохранили стеклопакеты. И окна эти - туалетные. Почему-то именно туалеты пострадали меньше всего. Белеют, как случайно уцелевшие зубы вонючего бомжа. Наша охрана шутит, что все, кто был на горшке при бомбёжке остались живыми. Оператор снял общий план. Мы решили пойти внутрь. Охрана не возражала, просила только поосторожней. Никаких ремонтных, восстановительных или даже просто мусороразборных работ на территории "Красного молота" не велось со времён бомбёжек первой чеченской. Так что под ногами может быть что угодно. На деле это оказалось не совсем так. И сейчас вы поймёте, почему.
Всё вокруг серое. Развалины. Тишина. И вдруг, бетонный грохот и стук неизвестной этиологии. Медленный, размеренный и грозный... Прямо как будто проснулся призрак того самого красного молота, чьё имя носил завод. Мы все втроём вздрогнули. Не знаю, как парни, а я так больше никогда не вздрагивала, ни до, ни после. После секундного оцепенения, помчались через развалины, спотыкаясь об арматуру, вовне - туда, где курили охранники. Там этот стук было слышно не меньше. Но наши провожатые никак не реагировали. Глядя в широко распахнутые глаза видеоинженера, Ахмад улыбнулся и сказал: "наши люди так зарабатывают, кирпичи воруют...где-то как-то месяц что ли назад один старатель провалился насмерть, вроде тут милиция стала проверять, караулить, патрулировать, чтобы не лазили...но выборы щас, все заняты, не до этих, короче, вот и воруют..."
Безработица в Грозном доходит до 40 процентов среди мужчин, а это столица, между прочим. Один кирпич стоит 30 копеек примерно. 100 кирпичей - 30 рублей. На 200 кирпичей можно купить молоко, хлеб, соль и пачку макарон. Чё непонятно? Запрещать воровать кирпичи с разрушенного завода - это фактически помогать в финансировании терроризма. Впрочем, это всего лишь мои рассуждения. А наши охранники считают, что всё-таки воровать кирпичи нехорошо и опасно.
Я курю. Охранники улыбаются. Курящая женщина у чеченцев - это плохо. Замужних курящих женщин у чеченцев не бывает. А русская курящая - это забавно. Таир говорит, что если бы взял меня в жёны, то я бы не курила. Технология, как отучивать женщин курить - большой чеченский секрет, вероятно...Чё он улыбается, я не пойму...
продолжение следует...
Мирный Грозный.
Самолёт Москва - Грозный. Один из первых послевоенных рейсов. Не знаю, что за модель авиалайнера, но вход в него через задницу. Через хвост то есть. Полный салон улыбчивых граждан очевидной национальности. Долбит дежа-вю. Последний месяц с такими только и летаю...правда, вхожу в самолёт через хвост впервые. Дался мне этот хвост.
читать дальше
читать дальше